И еще раз о фильме, который всех задолбал
Jan. 8th, 2010 11:25 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Наконец, немножко связанней и осмысленнее.
Он не против зарвавшейся корпорации пошел. Он именно предал свою расу, полковник верно задает ему вопрос (у нас в прокате, кстати, речь идет о Родине. В оригинале - о расе).
Доказательство? Простое и лежит на поверхности, удивительно, что ни одни из обвинителей Салли им не воспользовался:
"Я не знаю, слышишь ли ты меня, но если Грейс сейчас с тобой, - загляни в ее память. Посмотри на нашу землю. Там нет зелени. Люди убили свою мать. Тоже самое они сделают и здесь. Небесные люди будут прибывать, как нескончаемый дождь, если мы их не остановим. Ведь ты же для чего-то выбрала меня... Я пойду до конца, ты же знаешь. Мне бы только немножко помочь... "
Это прямая речь, направленная против расы небесных людей, против человечества. Он его предал, безусловно. Он перестал быть одним из них.
Предательство - нарушение нормы морали, принятой в обществе (в том числе). Но и общества бывают разными, и мораль у них - разная. В одном обществе "украл-выпил-в тюрьму" - бытовая норма, в другом умерщвляют плоть и не едят мясо - но и там и там есть своя мораль, разница между зековской и христианской моралью наверное очевидна? А что, если подняться на две ступени выше, чем позволяет человеческая мораль, раскрыть глаза пошире и посмотреть на ситуацию с точки зрения, ну скажем, гуманоидной морали, космической, вселенской. Что происходит на Пандоре?
В чужой дом вламываются воры, чтобы взять то, что по праву принадлежит хозяевам. Просто им это нужно. Для удобства, для выживания - какая разница? Если в твой дом вваливаются воры, и воруют твой хлеб, тебя сильно беспокоит, что воры голодны и у них голодные дети? Ты часто задумываешься об этом, перед тем как взять лопату и переебать поперек хребта? Если нечасто, то не говори, что видишь разницу. Хозяева возмущаются и не желают уходить из дома, не желают отдавать свою землю, свою Мать на поругание ЧУЖИМ, бессовестным тварям. Они пытаются сопротивляться и их начинают убивать.
Еще момент - кто же эти воры?
Люди, высосавшие из Земли весь ресурс, досуха. Превратившие ее в загаженную свалку, непригодную для жизни. Люди, которым мало и они начинают озираться вокруг, где бы найти еще. Точно по такому же принципу на Земле существует еще один вид - паразиты. Например, блохи. Бывает, что блохи высасывают кошку досуха и когда истощенное животное умирает, пересаживаются на другую кошку - потому что она вкусная, а они просто хотят жить. У них семьи, дети, память предков. Они просто хотят жить.
Когда Джейк произносит слова: "Значит вот как? Если у кого-то есть то, что нужно тебе, объяви его врагом и возьми это силой?" - с ним происходит то самое пресловутое духовное развитие. Он поднимается на две ступени над собой, сознание его сердца расширяется и он видит мир ДРУГИМИ глазами. Он большене блоха не человек и человеческая мораль над ним бессильна.
Что он видит? Воры ночью пришли в чужой дом, а он - гость в этом доме, гость, которому хозяева доверили и назвали родным сыном, открыл убийцам заднюю дверь. Ведь именно Джейк передает Куоритчу сведения об устройстве Древа Дома и о значении для на`ви Древа Души. Ах да, можно еще вспомнить, что он навсегда привязал к себе женщину, которая его полюбила, хотя это мелочи, конечно. Что должен был сделать Джейк в этой ситуации по Вашей морали? Что-нибудь еще, кроме как одним предательством попытаться искупить другое?
И еще, о тупости и однозначности фильма.
Понятие "аватара", воплощения Бога на земле, есть во всех абсолютно мировых религиях, но первая ассоциация на это слово, откуда оно собственно и пошло в мир - отправляет к индуизму. И самый известный аватар в этой религии - аватар бога Вишну, Кришна. Красивый такой, синекожий парень :)))
Перед одной из величайших битв индийского эпоса, сражении на Курукшетре, Кришна предлагает двум враждующим сторонам выбрать себе в союзники либо самого Кришну, либо его личную армию. Таким образом, на поле боя он сражается против своих, он убивает своих собственных воинов - ради... сохранения Равновесия Жизни.
Когда Джейсули открывает глаза в финальном кадре фильма - он продолжает оставаться аватаром. Но он больше не аватар Джейка Салли - он аватар Эйвы. Он отдает ей свою жизнь, умирает, растворяя свое сознание в ней, а она воскрешает его из мертвых, возрождает в теле на`ви.
И еще, прелестное, долго смеялась:
Сейчас смотрела другое кино тоже про энергетический кризис, который некая Корпорация решала за счет обитателей другого мира. Там тоже была синяя киса по имени Салли, которая (из-за девчонки, опять же) своими действиями подвёла родимую Корпорацию под монастырь, а весь Монстрополис поставила на грань энергетического коллапса. Однако, не будь этого кризиса, новая более эффективная и ресурсосберегающая технология энергодобычи так и не была бы внедрена.
Человечество тупее монстров и не в состоянии найти бескровное решение своих проблем???
Он не против зарвавшейся корпорации пошел. Он именно предал свою расу, полковник верно задает ему вопрос (у нас в прокате, кстати, речь идет о Родине. В оригинале - о расе).
Доказательство? Простое и лежит на поверхности, удивительно, что ни одни из обвинителей Салли им не воспользовался:
"Я не знаю, слышишь ли ты меня, но если Грейс сейчас с тобой, - загляни в ее память. Посмотри на нашу землю. Там нет зелени. Люди убили свою мать. Тоже самое они сделают и здесь. Небесные люди будут прибывать, как нескончаемый дождь, если мы их не остановим. Ведь ты же для чего-то выбрала меня... Я пойду до конца, ты же знаешь. Мне бы только немножко помочь... "
Это прямая речь, направленная против расы небесных людей, против человечества. Он его предал, безусловно. Он перестал быть одним из них.
Предательство - нарушение нормы морали, принятой в обществе (в том числе). Но и общества бывают разными, и мораль у них - разная. В одном обществе "украл-выпил-в тюрьму" - бытовая норма, в другом умерщвляют плоть и не едят мясо - но и там и там есть своя мораль, разница между зековской и христианской моралью наверное очевидна? А что, если подняться на две ступени выше, чем позволяет человеческая мораль, раскрыть глаза пошире и посмотреть на ситуацию с точки зрения, ну скажем, гуманоидной морали, космической, вселенской. Что происходит на Пандоре?
В чужой дом вламываются воры, чтобы взять то, что по праву принадлежит хозяевам. Просто им это нужно. Для удобства, для выживания - какая разница? Если в твой дом вваливаются воры, и воруют твой хлеб, тебя сильно беспокоит, что воры голодны и у них голодные дети? Ты часто задумываешься об этом, перед тем как взять лопату и переебать поперек хребта? Если нечасто, то не говори, что видишь разницу. Хозяева возмущаются и не желают уходить из дома, не желают отдавать свою землю, свою Мать на поругание ЧУЖИМ, бессовестным тварям. Они пытаются сопротивляться и их начинают убивать.
Еще момент - кто же эти воры?
Люди, высосавшие из Земли весь ресурс, досуха. Превратившие ее в загаженную свалку, непригодную для жизни. Люди, которым мало и они начинают озираться вокруг, где бы найти еще. Точно по такому же принципу на Земле существует еще один вид - паразиты. Например, блохи. Бывает, что блохи высасывают кошку досуха и когда истощенное животное умирает, пересаживаются на другую кошку - потому что она вкусная, а они просто хотят жить. У них семьи, дети, память предков. Они просто хотят жить.
Когда Джейк произносит слова: "Значит вот как? Если у кого-то есть то, что нужно тебе, объяви его врагом и возьми это силой?" - с ним происходит то самое пресловутое духовное развитие. Он поднимается на две ступени над собой, сознание его сердца расширяется и он видит мир ДРУГИМИ глазами. Он больше
Что он видит? Воры ночью пришли в чужой дом, а он - гость в этом доме, гость, которому хозяева доверили и назвали родным сыном, открыл убийцам заднюю дверь. Ведь именно Джейк передает Куоритчу сведения об устройстве Древа Дома и о значении для на`ви Древа Души. Ах да, можно еще вспомнить, что он навсегда привязал к себе женщину, которая его полюбила, хотя это мелочи, конечно. Что должен был сделать Джейк в этой ситуации по Вашей морали? Что-нибудь еще, кроме как одним предательством попытаться искупить другое?
И еще, о тупости и однозначности фильма.
Понятие "аватара", воплощения Бога на земле, есть во всех абсолютно мировых религиях, но первая ассоциация на это слово, откуда оно собственно и пошло в мир - отправляет к индуизму. И самый известный аватар в этой религии - аватар бога Вишну, Кришна. Красивый такой, синекожий парень :)))
Перед одной из величайших битв индийского эпоса, сражении на Курукшетре, Кришна предлагает двум враждующим сторонам выбрать себе в союзники либо самого Кришну, либо его личную армию. Таким образом, на поле боя он сражается против своих, он убивает своих собственных воинов - ради... сохранения Равновесия Жизни.
Когда Джейсули открывает глаза в финальном кадре фильма - он продолжает оставаться аватаром. Но он больше не аватар Джейка Салли - он аватар Эйвы. Он отдает ей свою жизнь, умирает, растворяя свое сознание в ней, а она воскрешает его из мертвых, возрождает в теле на`ви.
И еще, прелестное, долго смеялась:
Сейчас смотрела другое кино тоже про энергетический кризис, который некая Корпорация решала за счет обитателей другого мира. Там тоже была синяя киса по имени Салли, которая (из-за девчонки, опять же) своими действиями подвёла родимую Корпорацию под монастырь, а весь Монстрополис поставила на грань энергетического коллапса. Однако, не будь этого кризиса, новая более эффективная и ресурсосберегающая технология энергодобычи так и не была бы внедрена.
Человечество тупее монстров и не в состоянии найти бескровное решение своих проблем???
no subject
Date: 2010-01-08 08:42 pm (UTC)no subject
Date: 2010-01-08 08:50 pm (UTC)Я как раз ПТСР только что прочитал. И был переехан тамошним Береном как такса самосвалом. Кроме того был влюблён, в самой романтической стадии.
Мысль такая была: а если б получилось так, что Лютиэн с голоду умирала, смог бы Берен кого-нибудь убить и ограбить с тем, чтобы накормить её? Стал бы он так поступать?
Туулики, я тебя умоляю, не пиши только что ответ очевиден. Он НЕ очевиден - при всей очевидности правильного ответа (знаю, что это предложение кажется несущим противоречие в себе и даже просто идиотским - но лучше сформулировать я не смог. Искренне надеюсь, ты поймёшь, что имелось в виду).
no subject
Date: 2010-01-08 08:51 pm (UTC)no subject
Date: 2010-01-08 08:54 pm (UTC)у меня просто маразматичная привычка - я понимаю ИХ логику прежде, чем в состоянии объяснить свою
no subject
Date: 2010-01-08 09:24 pm (UTC)no subject
Date: 2010-01-08 09:38 pm (UTC)no subject
Date: 2010-01-08 09:39 pm (UTC)Туулики, ты ведь художник. Закрой глаза и представь себе - только хорошенько, в цвете и красках - умирающую от голода Лютиэн и Берена над ней (а мимо идёт Алдад с котомкой, заплатить ему нечем, а в ответ на просьбу он только усмехнётся).
Да, он не может ей лгать. А смотреть как она умирает может? Если приходится делать выбор между двумя вещами, которых "не можешь" тогда ведь одну из них придётся смочь.
Это при том, что в итоге я согласен с тобой. Деействительно согласен. Но это согласие далось мне с мясом и кровью, за те самые полгода весьма нелёгких размышоений (и дай Бог, чтобы мне не пришлось проверять их результат на практике) - поэтому меня удивляет насколько оно для тебя очевидно. То ли я искажён существенно, в многие разы, сильнее тебя, то ли дело ещё в чём-то.
no subject
Date: 2010-01-08 09:49 pm (UTC)От одних ушел, к другим пришел, предал-не предал?
Если накинуть лет 200 на показанное в фильме. То что он сделал позволит аборигенам Пандоры избежать уничтожения, а цивилизации земли обогатиться альтернативной социокультурной матрицей.
PS. Если только не была кинута какая-нибудь планетарная бомба, для радикального решения проблемы.
no subject
Date: 2010-01-08 09:50 pm (UTC)no subject
Date: 2010-01-08 09:51 pm (UTC)Куда она уйдет от тебя? Она часть тебя - ты ее муж, ее счастье, ее любовь. Она избрала тебя, она ради тебя отказалась от родных, от бессмертия и ты хочешь перед ней оказаться тупой подлой гадиной, грабящей прохожих на дороге? Отнимающих у них хлеб?
ЭТО она выбирала? За ЭТО шла замуж?
Как ты собираешься ЭТУ еду впихнуть в нее? Ложью? Предав Вашу любовь? Или силой? Или как? Она не прикоснется к этой пище, не взглянет на тебя, умрет от горя. Кормилец жеж ты будешь, бля...
В любой ситуации выбора, стараться делать выбор не от привычного, а отходя от предмета выбора как можно дальше, чтобы видеть его не своими глазами, а как можно более "общо". Многое меняет.
no subject
Date: 2010-01-08 09:56 pm (UTC)no subject
Date: 2010-01-08 09:56 pm (UTC)Повторю лишь, что меня с чудовищной силой удивляет то, насколько это для тебя очевидно.
no subject
Date: 2010-01-08 09:58 pm (UTC)no subject
Date: 2010-01-08 10:03 pm (UTC)Ведь Ольга (а так же профессор Толкиен) милосердно с Береном обошлась. А если бы он (Моргот) не заснул? Тогда что? Пусть идёт как идёт - или он бы всё же сломался бы, отдал камень и пошёл Морготу на службу? Помнишь: "Если кого и можно сломать угрозой другу, так это его".
Наверное, не сломался бы. Но едва ли этот выход показался бы ему очевидным.
no subject
Date: 2010-01-08 10:19 pm (UTC)Салли был избран, потому что чаша его пустая - он мог вместить то, что было больше него самого. Но в обмен - он же довольно долго не понимал, не ведал что творил, у него не возникало внутреннего конфликта, который возникнет у тебя, например - он спокойно жил своей двойной жизнью. Пока не понял: "Настоящая жизнь - там, а реальная похожа на какой-то кошмарный сон". И тогда начались его муки. Но увы всем, кто записывает "Аватар" в очередной фильм Камерона о любви - любовь Нейтири не спасла бы Джейка. "Что же ты делаешь, Джейк" - это всего лишь его разговор с собственой совестью, неизвестно как закончившийся бы, он еще "не перекинулся". Свой выбор он делает независимо от "кисы" - его собственная подлость пинком под зад заправляет его в небеса.
С Ольгиным Береном - тоже самое, как я его понимаю. Лутиэн - дает ему право на новую жизнь. Она делает его местным на`ви, учит жить по другому. Но выбор он делает сам - независимо от Лутиэн. И пинком ему служит собственная подлость.
no subject
Date: 2010-01-08 10:32 pm (UTC)Что же до "став избранными, они не бывают оставленными теми, кто их избрал". Да, так. Но что с неизбранными делать? Вспомни Горлима из ПТСР Туулики. Ему не повезло, чуда не случилось, Моргот не заснул.
no subject
Date: 2010-01-08 10:37 pm (UTC)На Земле у него не оставалось никого и ничего. Да и от него самого осталось не так много. Разве что ноги обещали починить - ну и куда бы он там пошел на этих ногах? к кому и зачем?
А здесь - жена, семья, дом, племя и даже зверь, безоговорочно признавший его хозяином. все, что у него было - было здесь. Поэтому и выбора-то особого не было.
no subject
Date: 2010-01-08 10:46 pm (UTC)Салли не глуповат. Ничуть. Вспомни: "У него прекрасный мозг, какая активность...". Он просто чудом умудряется сохранять ту самую чашу - пустой. Нищету духа. Детскость восприятия. Он не нагружен ничем, он не раб Сансары.
Для меня признать Героем такого как он - чудо. Я ведь своим умищем гордилась всегда, как иная доярка удоями. Я отцов церкви интеллектом в землю вбивала, красота, мощщщаааа... не мозг - компьютер, сплошное зло, цинизм, сверхпросчет и хороший уровень эрудиции. Просто краля, правда? Можно сказать, этот агрегат я отточила до того сверхъестественного уровня, когда чтобы просто жить, его надо глушить препаратами. Глушить, потому что рев турбин сносит башни.
А потом поняла, что толку от этого сверхинтеллекта - ноль. Вреда больше. Потому что духовно богатые стоят в очереди в игольное ушко аккурат вслед за материально богатыми. А пройдут не задев, такие как Салли.
По поводу Горлима - любой человек в своей жизни ежедневно сталкивается с ситуацией выбора, а становится избранным, когда изберет того, кто его избирает.
no subject
Date: 2010-01-08 10:58 pm (UTC)Джейк не мыслит ни о каком предательстве, он все еще подчиняется полковнику, Грейс, да кому угодно, он все еще человек, он не считает себя на`ви, все еще - наверное даже целуя Нейтири.
Он понимает лишь в тот момент, когда падает Древо Дома. Когда Оматикайа проклинают его, Нейтири отвернувшись, уходит, и когда все его предательство становится для него белым днем - он предал тех, кто ему поверил. Его приняли в клан, приняли Сыном, Мужем, а он предал их доверие. Вот здесь, когда он швыряет справочник в руки Грейс, он по настоящему становится на`ви, он "перекидывается". Потому что его душа очищается болью, подлостью, предательством. От боли он взлетает над собой, он видит себя со стороны, вот тогда он становится Оматикайа, по настоящему. И дальше - в нем нет ни тени сомнения.
Он не жирное гнездышко выбрал, он ушел от себя - подлеца.
no subject
Date: 2010-01-08 11:23 pm (UTC)Ты что, всерьез считаешь, что человек типа Джейка мог выбрать это самое "жирное гнездышко" только потому, что оно жирное, вопреки голосу совести, крови, памяти и тэ дэ? Или ты думаешь, что я так считаю?
А я как раз ничего не умаляю - я констатирую: он человек, и выбор делает вполне реальный и предсказуемый - для человека.
Это вовсе не значит "а свалю-ка я оттуда, где ничего не светит - вот сюда, где тепло, красиво, интересно и баба под боком". Это другое.
Я же не просто так привела цитату в начале своего предыдущего комментария.
Странно, что об этом не подумали те, кто придумал засунуть его в чужую шкуру. Впрочем, они явно не читали Булгакова.
Одно дело выучить чужой язык и изучить чужие обычаи, другое - поменять тело, привычки, инстинкты, приоритеты... и что там еще. В худшем случае получится Шариков, в лучшем получился турук-макто - хоть и игрушечный, но довольно убедительный, про которого можно снимать большое красивое кино.
no subject
Date: 2010-01-08 11:35 pm (UTC)А он не за счастьем пошел, и не за радостью. Он от себя, подлеца, бежал. Он просто был предателем в своей душе и жаждал это предательство искупить, знал, на что способны люди, и пытался спасти Пандору от них.
И дело было не в том, что на Пандоре была Семья, Дом, Жена и Верный Друг. Дело было в том, что всему этому грозили такие же, как он сам. И он должен был защитить их и перестать быть собой. Только и всего :)))
имхо, опять же
Date: 2010-01-08 11:47 pm (UTC)Во-первых, когда я говорила о выборе, нормальном и предсказуемом для человека, я не имела в виду, что выбрать "жирное гнездышко" супротив трудов, страданий и лишений для человека нормально.
Имхо, для нормального человека нормально выбирать то будущее, где есть жизнь и надежда, а не то, где горы трупов и новые бездарно-бессмысленно угробленные планеты.
Будь Джейк "воином клана солдафонов" - для него нормально было бы выполнять приказ до победного конца. Или не победного, как повезет. Проблема в том, что Джейк изначально был человеком в гораздо большей степени, чем этим самым воином.
А во-вторых, Джейк был человеком - а стал не-человеком. Это, опять же не ругательство и не попытка принизить Светлый Образ Героя - это констатация факта. Он стал своим-среди-чужих - и не мог оставаться своим-среди-своих. Так что, в общем-то, выбора как такового у него и не было. Это был его долг - защитить свой народ. А его народ уже не там, он здесь - его жена, его дом, его племя. Вот я, собственно, о чем. Выбор был, да, но Джейк сделал этот выбор, будучи уже не вполне человеком. Это, может быть, и не упростило этот самый выбор - но изрядно на него повлияло.
Гораздо хреновее пришось той девочке, которая отказалась бомбить Дерево, развернула свою боевую консервную банку, пошла против своих, потерпела поражение и погибла.
no subject
Date: 2010-01-08 11:49 pm (UTC)Re: имхо, опять же
Date: 2010-01-08 11:57 pm (UTC)no subject
Date: 2010-01-08 11:57 pm (UTC)Где, мон блин, у меня сказано, что он пошел добывать себе радость и счастье? я русским по белому написала: Это вовсе не значит "а свалю-ка я оттуда, где ничего не светит - вот сюда, где тепло, красиво, интересно и баба под боком". Это другое.
И не был он ни предателем, ни подлецом ни в какой своей душе - ни в человеческой, ни в этой, новой, и искупать ему было нечего. Он честно воевал там, куда посылали. А под конец услали так далеко и заковыристо, что он сам себя потерял - а потом нашел уже совсем не то и не там, где предполагалось.